34.7394
РАДИОПИЛОТ

Руководство для начинающих пилотов

 

Какой тип самолета мне следует приобрести первым?

 

Мы настоятельно рекомендуем начинающим пилотам приступать к обучению на самолетах-тренерах с верхним (относительно средней линии фюзеляжа) расположением крыла. Мы не советуем начинать обучение на самолетах с нижним расположением крыла, тем более не рекомендуем учиться летать на самолетах с реактивным двигателем (импеллером) EDF.

Радиоуправляемый самолет с верхним расположением крыла дает новичкам больше шансов на успех в управлении моделью. Тренеры с верхним расположением крыла значительно более стабильны, чем другие типы радиоуправляемых самолетов, а также требуют меньшую скорость при взлете и посадке. Выбрать радиоуправляемый самолет-тренер можно здесь. Также вы можете позвонить нам или отправить письмо, и мы поможем вам выбрать лучший тренер по вашим потребностям и бюджету. Дополнительно для обучения рекомендуем использовать такие авиасимуляторы, как: RealFlight, FMS и др. Кроме того, вы можете воспользоваться услугами инструктора и бесплатными тест-драйвами, которые проводит наша компания.

 

Какая разница между комплектациями RTF, PNP, TXR и KIT, и какая из них больше подойдет для меня?

 

RTF (Ready to Fly) - включает в себя корпус самолета с предустановленными мотором, сервоприводами, регулятором оборотов (ESC), аппаратуру управления (передатчик и приемник), аккумулятор и в некоторых случаях зарядное устройство (смотрите состав комплектации выбранной модели). Для сборки RTF потребуется некоторое время - от 15 мин до нескольких часов, в зависимости от марки и сложности модели. Аппаратура управления и зарядное устройство, входящие в состав поставки, очень просты, но они позволят вам подняться в воздух без дополнительных затрат. Как правило, эта комплектация лучше всего подойдет новичкам по причине простоты управления и сборки модели.

Если начинающий пилот всерьез заинтересуется этим хобби, то более функциональную аппаратуру, радиоуправление и зарядное устройство можно приобрести позже.

PNP (Plug и Play) - включает в себя корпус самолета с предустановленными мотором, сервоприводами и регулятором оборотов (ESC). Не включены: аккумулятор, зарядное устройство и аппаратура управления. Эта комплектация хорошо подойдет для моделистов, у которых имеется полнофункциональная аппаратура радиоуправления с памятью (способность сохранить и хранить в памяти настройки нескольких моделей). Те, кто уже имели опыт управления моделями самолетов и всерьез планируют заниматься этим дальше, как правило, имеют большую коллекцию аппаратуры управления и зарядных устройств. Приобретение приемника – это все, что потребуется при покупке модели в комплектации PNP для пилотов, которые уже имеют свою собственную аппаратуру радиоуправления, аккумулятор и зарядное устройство.

Аббревиатура RXR принадлежит таким производителям как Great Planes и Flyzone для всех моделей из пенопласта. На некоторых сайтах радиомоделирования можно встретить похожее название ARF (Almost Ready to Fly).

TXR (Transmitter Ready) - Производители Great Planes и Flyzone использовали этот термин для описания моделей из пенопласта, которые включают в себя предустановленые мотор, сервопривод, регулятор оборотов (ESC) и приемник. Эта комплектация как правило, имеет в своем составе аккумулятор и зарядное устройство (исключением являются модели Flyzone F4U Corsair и Flyzone BeaВer). Использование радиоадаптера позволит TXR-самолету летать с передающей аппаратурой любого другого производителя.

KIT - только корпус самолета, без регулятора оборотов (ESC) и сервоприводов (хотя обычно включает в свой состав ретракты). В этот набор также не входят аккумулятор, зарядное устройство, аппаратура радиоуправления. Эти комплекты хороши для продвинутых пилотов, которые хотят подобрать и установить всю электронику самостоятельно. Обратите внимание, что некоторые производители, такие как Great Planes, используют термин ARF для описания комплекта KIT.

 

Какое оборудование мне понадобится?

 

Есть два варианта: 1) Вы можете приобрести RTF (Ready to Fly) комплект радиоуправляемого самолета, который будет включать в себя все, что необходимо для полета. 2) Или Вы можете приобрести отдельно аппаратуру радиоуправления и приемник, аккумулятор и зарядное устройство. Почему все это отдельно? Дело в том, что аппаратура радиоуправления и зарядное устройство, которые включены в комплектацию RTF модели, как правило, довольно примитивны и вы их быстро "перерастете". Зарядное устройство к батарее, которая входит в комплект RTF радиоуправляемого самолета, будет медленное, то есть с минимальным током (скоростью) заряда, что не подходит для многих других аккумуляторов большей емкости. Тем не менее, он будет прост в эксплуатации. Верно и то, что аппаратура радиоуправления, которая входит в комплект RTF, проста, но и она легка в управлении. Когда вы достигните прогресса, функций этой аппаратуры вам не будет хватать. Если вы решили приобрести все компоненты отдельно, ниже представлен список того, что вам понадобится:

Радиопередатчик. Есть множество типов и марок радиопередатчиков. В идеале, вам нужен радиопередатчик с соответствующим количеством каналов для самолета, которым вы будете управлять. Например, большинство самолетов имеют элероны, руль высоты, руль направления и регулятор управления оборотами двигателя. Для этого потребуется по крайней мере 4 канала радиоуправления. Многие самолеты также оснащены закрылками и убирающимися шасси. Для этого нужно еще 2 канала, таким образом, потребуется 6-канальная аппаратура управления. Именно поэтому, если вы хотите вложить свои деньги с умом, мы рекомендуем приобрести 6-канальную аппаратуру радиоуправления. Существует также много других особенностей, которые также необходимо учитывать. Передатчики с памятью моделей: объем памяти обязательно должен соответствовать числу самолетов в вашем «ангаре». Если вы являетесь владельцем 20 самолетов, то должны рассмотреть модели радиопередатчиков с количеством слотов памяти не менее 20. Он будет хранить информацию о привязке к приемнику, порядок настроек для конкретного самолета и многие другие параметры. Это позволит вам управлять при помощи одного передатчика всеми самолетами, которые у вас есть.

Также должна быть учтена такая функция как телеметрия. Некоторые радиопередатчики/приемники имеют встроенную телеметрию, некоторые из них имеют ее в качестве опции, в то время как у других она отсутствует в принципе. Телеметрия позволяет узнать важные данные, такие как: напряжения аккумулятора, скорость вашего самолета и другие. Еще одной положительной особенностью является возможность настроить рычаги под себя - назначить любую функцию переключателя или рычага на вашем передатчике. Правда, эту особенность имеют не все радиопередатчики. Мы испытывали многие передатчики различных производителей и выбрали для себя любимчика - HiTec. С полным перечнем передатчиков вы можете ознакомиться в разделе аппаратура управления нашего сайта.

Приемник. Это небольшой компонент, который находится в самолете. Приемник принимает сигналы по радиоканалу и позволяет управлять самолетом. Все провода от сервоприводов, регулятора(ов) оборотов подключены к приемнику. Он должен быть той же марки и типа, что и радиопередатчик. Но есть исключения. Одним из исключений является Tactic AnyLink устанавливаемый в самолетах Flyzone TXR (см. TXR объяснение выше). Приемник должен иметь то же (или меньшее) количество каналов, что и ваш радиопередатчик. Например, 9-ти канальный передатчик без проблем будет общаться с 6-канальным приемником. Подобно радиопередатчикам, некоторые приемники имеют простую телеметрию, некоторые - в качестве опции, а некоторые не имеют вообще. Также отдельные модели приемников могут работать от дополнительного внешнего аккумулятора, в то время как другие получают питание от штатного аккумулятора. Соответственно, к приемнику может быть подключен дополнительный аккумулятор. Это очень полезно для того, чтобы предотвратить сбой питания. С полным перечнем приемников можно ознакомиться в разделе нашего сайта - приемники.

Аккумулятор. Радиоуправляемые самолеты используют для питания двигателя, сервоприводов, регулятора скорости (ESC), убирающихся шасси, и огней литий-полимерные (Li-Po) аккумуляторы. Батарея может быть одоэлементной (1S) или многоэлементной (2S-6S). Соответственно, самолеты маленького размера используют одноэлементные Li-Po батареи (1S), а более крупные самолеты используют многоэлементные Li-Po аккумуляторы. Многоэлементные Li-Po имеет два провода: первый разъем – это подключение к регулятору оборотов (ESC) вашего самолета, второй провод - балансировочный разъем, который используется для балансировки аккумулятора во время зарядки (балансировочный разъем не используется во время полета). Каждая модель самолета имеет свою батарею.

Почему существует так много типов аккумуляторов, и почему различные самолеты используют аккумуляторы разной емкости? Дело в том, что большим самолетам нужны большие батареи (большой емкости) для достижения оптимального времени полета. Емкость измеряется в мА*ч (миллиампер-час). Аккумулятор 2200 мА*ч позволит больше времени находиться в полете, чем аккумулятор 1300 мА*ч. 2200 мА*ч батарея более крупная и, скорее всего, не поместится в самолет, предназначенный для использования 1300 мА*ч батареи. Другим ключевым параметром является класс разряда (C класс). В очень простых терминах "C класс" является мерой того, насколько быстро батарея сядет. При одинаковых размерах батареи, некоторые самолеты будут разряжать аккумулятор быстрее, чем другие. Поэтому самолету, который сажает батарею быстрее, понадобится аккумулятор с более высоким классом (C классом).

Существует ошибочное мнение, что аккумулятор с более высоким классом (C) сделает ваш самолет быстрее. Во многих случаях это не так. Но если вы будете использовать аккумуляторы класса C вместе с соответствующей комбинацией "двигатель/регулятор оборотов/пропеллер", то самолет будет летать в полную силу. Само по себе использование более высокого класса батареи не сможет заставить самолет летать быстрее, чем позволяет его мощность. Если вы использовали батарею с классом ниже, чем положено для вашего самолета, то после перехода на аккумулятор более высокого класса, ваш самолет станет быстрее. Для этого просто купите батарею, которая является достаточной для вашего самолета.

На нашем сайте приведены рекомендуемые аккумуляторные батареи для каждого самолета.
Внутреннее сопротивление (IR - Internal Resistance) напрямую связано с классом С. Батареи с более высоким классом C имеют более низкое сопротивление. Оно будет увеличиваться по мере уменьшения заряда батареи. Уход за вашем аккумулятором поможет избежать этого. Но когда внутреннее сопротивление вашей батареи станет достаточно высоким, то она больше не сможет выдавать достаточный ток, необходимый для питания электроники вашего самолета. Любые батареи постепенно изнашиваются и никогда не служат вечно. Обратите внимание, батареи с малым количеством элементов имеют гораздо более высокое внутреннее сопротивление (IR), чем аккумуляторы с большим количеством элементов. Суть в том, что необходимо постоянно отслеживать износостойкость аккумулятора. Как это проверить: каждый элемент имеет номинальное напряжение 3,7 В, при полностью заряженном элементе LiPo – 4,2 В. Следовательно 3 полностью заряженные LiPo-элемента 12,6 В (4,2 В х 3 шт.) обладают номинальным напряжение 11,1 В (3,7 В х 3 шт.). 

Надлежащее использование ваших LiPo-батарей является залогом к продлению срока службы вашего LiPo-аккумулятора. Если вы храните LiPo-батареи полностью заряженными или разряженными, то они будут стареть преждевременно. Идеальное напряжение для хранения LiPo составляет около 3,85 В на элемент. Хорошее зарядное устройство LiPo будет иметь функцию "хранение". Другой способ продлить жизнь ваших LiPo-аккумуляторов - не допускать снижения напряжения ниже 3,7 В на элемент. Если все-таки произошло снижение напряжения ниже рекомендуемого, вы это заметите - элементы "надуются". Если ваши аккумуляторы долго находились без заряда, то их емкость также снижается, что уменьшает время полета. При наличии в аппаратуре управления системы телеметрии, вы можете видеть в реальном времени остаточную емкость аккумулятора. Многие люди просто засекают время работы аккумулятора с помощью таймера. Он начинает сигнализировать, когда напряжение аккумулятора становится ниже 4,0 В на элемент. Вы можете подобрать LiPo-аккумуляторы на необходимое вам напряжение, в зависимости от необходимого количества элементов.

Зарядное устройство. Почему существует так много зарядных устройств? В чем разница? Главное отличие заключается в скорости, с которой зарядное устройство может заряжать аккумулятор, и в максимальном количестве заряжаемых элементов в аккумуляторе. Например, простые зарядные устройства, которые поставляются с самолетом RTF, очень медленны и хороши только для аккумулятора определенной емкости. Со временем вы начнете нуждаться в хорошем зарядном устройстве, которое сможет заряжать все ваши батареи быстро, хранить их должным образом, проверять их, и делать все это оперативно и безопасно. Вероятнее всего, вы захотите купить зарядное устройство, которое позволит указывать количество элементов в аккумуляторной батарее, будет отображать время и уровень зарядки аккумулятора. В идеале, вы сможете увидеть напряжение на аккумуляторе и в каждом отдельном элементе на экране дисплея зарядного устройства.

Как правило, для быстрой зарядки аккумулятора необходимо учитывать ток заряда, который должен составлять около 10 % от номинальной емкости аккумулятора. Например, нам необходимо зарядить аккумулятор емкостью 2200 мА*ч, в этом случае ток зарядного устройства должен быть 2,2 А. Если аккумулятор емкостью 3000 мА*ч, то ток должен составлять 3,0 А, если 600 мА*ч - то ток 0,6 А. Многие аккумуляторы можно заряжать током более, чем 10 % от емкости аккумулятора (см. рекомендации изготовителя). Возможность выбирать количество элементов и тока зарядки позволит вам заряжать все аккумуляторы одним зарядным устройством. Ключевой особенностью этого зарядного устройства является возможность проверить внутреннее сопротивление (IR) каждого элемента. Это очень полезная функция позволит увидеть состояние каждой элемента вашего LiPo-аккумулятора. Но эта функция есть не во всех зарядных устройствах.

Как подключить LiPo-батарею к зарядному устройству? Зарядные устройства, включенные в комплект самолета RTF, подключаются с помощью балансировочного разъема, в то время как хорошее высококачественное зарядное устройство будет использовать разъем основного элемента для зарядки и балансировки. Во время зарядки должны быть подключены оба разъема LiPo-аккумулятора к зарядному устройству. Для зарядки многоэлементных аккумуляторов всегда используйте зарядное устройство в режиме балансировки. Очень важно, чтобы все элементы внутри аккумулятора получали один и тот же заряд, режим балансировки сделает это за вас. Также рекомендуем выбирать зарядное устройство с датчиком температуры, который автоматически включит и выключит зарядное устройство, если температура аккумулятора недопустимо повысится. Наконец, большинство зарядных устройств не имеют в своем составе источник питания, так что вам потребуется отдельный блок питания для зарядного устройства. Многие источники питания позволят использовать сразу несколько зарядных устройств.